Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

фонтейн марго

Энциклопедический словарь

Фонте́йн Марго (Fonteyn), настоящая фамилия Хукем (Hookham) (1919-1991), английская артистка балета. С 1934 в труппе «Сэдлерс-Уэллс балле» (с 1957 Королевский балет). Одна из ведущих английских танцовщиц. Партии: Аврора («Спящая красавица» П. И. Чайковского), Жар-птица («Жар-птица» И. Ф. Стравинского), Маргарита («Маргарита и Арман» на музыку Ф. Листа), Ундина («Ундина» Х. В. Хенце). Была партнёршей Р. Х. Нуреева. С 1954 президент Королевской академии танца.

* * *

ФОНТЕЙН Марго - ФОНТЕ́ЙН (Fonteyn) Марго (наст. имя и фамилия Маргарет Хукем, Hookham) (18 мая 1919 - 21 февраля 1991), английская балерина.

Начала брать уроки балета в возрасте в 1923, когда ей было четыре года. В связи с работой отца, который был инженером, семье приходилось много путешествовать, и девочка сменила множество балетных студий и педагогов. В Шанхае училась у русского танцовщика Г. Гончарова, после возвращения в Лондон - у русских артистов и педагогов Н. Г. Легата и С. А. Астафьевой, затем в школе «Уик-Уэллс балле». В 1934 дебютировала в этой труппе в качестве артистки кордебалета в «Щелкунчике» П. И. Чайковского и вскоре получила первые сольные партии. Год спустя, после ухода из труппы А. Марковой, заняла место ведущей балерины (с 1937 - «Сэдлерс-Уэллс балле», с 1957 - Королевский балет Великобритании). В 1935 исполнила партию Одетты в балете Чайковского «Лебединое озеро», в 1937 - партию Жизели («Жизель» А. Адана), в 1939 - партию Принцессы Авроры («Спящая красавица» Чайковского), в которых ярко проявились тонкая музыкальность, благородство облика, чувство хореографической формы, актерская выразительность балерины. Эти свойства и в дальнейшем определяли творческий образ танцовщицы. Успех в этих балетах принес Фонтейн звание первой английской примы-балерины и поставил ее - первую из европейских танцовщиц - в один ряд с русскими балеринами, в довоенные годы доминировавшими на мировых сценах.

Роли в балетах классического наследия на протяжении всей карьеры занимали значительное место в репертуаре Фонтейн. Не обладая выдающейся виртуозностью, балерина продолжала совершенствовать мастерство под руководством русских педагогов О. И. Преображенской (см. ПРЕОБРАЖЕНСКАЯ Ольга Иосифовна) и В. Волковой, благодаря которым достигла отточенности техники, академичности формы, пластичности, кантиленности. Это позволило балерине с успехом выступать в картине «Тени» из балета «Баядерка» Л. Минкуса (Никия), в третьем акте из балета А. К. Глазунова «Раймонда» (Раймонда), в заглавной партии в балете И. Ф. Стравинского «Жар-птица». Ее интерпретация роли Одетты-Одиллии в «Лебедином озере» Чайковского стала для западного балетного театра эталонной. Наиболее полно мастерство балерины раскрылось в спектаклях хореографа-современника Ф. Эштона. Свои первые сольные партии она исполнила в его спектаклях «Рио Гранде» К. Ламберта (Креолка) и «Поцелуй Феи» на музыку Чайковского (Невеста). В Фонтейн хореограф нашел свою музу: на протяжении 25 лет он создал для нее главные партии в 23 из 25 своих спектаклей: «Видениях» на музыку Ф. Листа-К. Ламберта (Девушка в бальном платье), «Ноктюрне» Дилиуса (Солистка), «Симфонических вариациях» на музыку С. Франка (Солистка), «Данте-сонате» (Солистка) на музыку Листа, «Дафнисе и Хлое» М. Равеля (Хлоя), «Сильвии» Л. Делиба (Сильвия), «Ундине» Х. В. Хенце (Ундина), «В честь королевы» М. Арнолда (Королева Воздуха) и др. Для Фонтейн сотрудничество с Эштоном способствовало созданию значительных хореографических образов.

Сочетание профессиональных достоинств, чувство стиля, мастерство перевоплощения сделали Фонтейн идеальной исполнительницей балетов современных хореографов. Она была создательниценй главных партий в спектаклях Р. Хелпмена «Гамлет» (Офелия) на музыку Чайковского, Р. Пети (см. ПЕТИ Ролан) «Девушки ночи» (Кошка) Франсе, «Потерянный рай» (Ева) М. Констана, «Пеллеас и Мелизанда» (Мелизанда) на музыку А. Шенберга, Дж. Крэнко «Поэма экстаза» (Женщина) на музыку А. Н. Скрябина.

После Второй мировой войны началась международная карьера Фонтейн. Она выступала с различными труппами как приглашенная солистка, в 1959 перешла на контракт гастролерши и в Королевском балете Великобритании. Карьера Фонтейн, близившаяся к неизбежному финалу, получила новое развитие в 1961, когда сложился ее дуэт с юным Рудольфом Нуреевым (см. НУРЕЕВ Рудольф Хаметонович). Рядом с его темпераментом, виртуозным блеском и непривычным для Запада масштабным стилем исполнения аристократизм и утонченность Фонтейн обрели новое звучание. Выступления Фонтейн и Нуреева в «Ромео и Джульетте» С. С. Прокофьева в хореографии К. Макмиллана (см. МАКМИЛЛАН Кеннет), «Маргарите и Армане» на музыку Листа в хореографии Эштона сделали их дуэт легендарным.

Фонтейн стала самой известной западной балериной своего времени, создала собственную эпоху в мировом балете. В 1979 была удостоена почетного титула примы-балерины Королевского балета Великобритании. Среди ее многочисленных наград - Орден Британской империи (1956). С 1954 Фонтейн являлась президентом Королевской академии танца (Лондон).

Энциклопедия Кольера

ФОНТЕЙН Марго (Fonteyn, Margot)

(наст. имя и фамилия - Маргарет Хукем) (1919-1991), английская прима-балерина, одна из самых прославленных танцовщиц 20 в. Родилась в Райгите (графство Суррей) 18 мая 1919, начала заниматься балетом в возрасте пяти лет у Грэйс Босустоу и продолжала занятия у разных педагогов в странах, где жила ее семья (в частности у Георгия Гончарова в Шанхае). В возрасте 15 лет Фонтейн поступила в лондонскую школу, которой руководила Нинетт де Валуа, основательница и руководительница балетной труппы "Вик Уэллс балле". Эта труппа была предшественницей труппы театра "Сэдлерс Уэллс балле", ныне Королевского балета. Фонтейн дебютировала в 1934, быстро обратила на себя внимание в небольших партиях, и после ухода из труппы Алисии Марковой ей стали поручать ведущие партии в классических балетах - Лебединое озеро (музыка Чайковского, 1935), Жизель (музыка А.Адана, 1937) и Спящая красавица (музыка Чайковского, 1939). Тогда же началось ее сотрудничество с хореографом Фредериком Аштоном: она выступала в его постановках Симфонические вариации на музыку С.Франка (1946), Дафнис и Хлоя (музыка К.Дебюсси, 1951), Сильвия (музыка Л.Делиба, 1952) и Ундина (музыка Х.В.Хенце, 1958). Исполнение Фонтейн партии Авроры в Спящей красавице (1949, Нью-Йорк) прославило ее на весь мир. В 1962 началось успешное партнерство Фонтейн с Р.Х.Нуреевым, который годом ранее остался на Западе во время гастролей труппы Театра оперы и балета им. С.М.Кирова. Триумфами стали выступления этой пары в постановках Аштона Маргарита и Арман на музыку Ф.Листа (1963), Кеннета Макмиллана Ромео и Джульетта (музыка С.С.Прокофьева, 1965) и Ролана Пети Пеллеас и Мелисанда на музыку А.Шенберга (1969). В 1970 Фонтейн танцевала в балете Поэма экстаза (на музыку А.Н.Скрябина), поставленным для нее Джоном Кранко. В 1972 она снялась в фильме Я - балерина. С 1954 Фонтейн стала президентом Королевской академии танца. В 1956 она была удостоена ордена Британской империи. Умерла Фонтейн в Панаме 21 февраля 1991.

Полезные сервисы